Kryptos – скульптура, которую не смогли расшифровать за 30 лет

Штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли штат Виргиния, в 13 километрах от столицы государства, само по себе место загадок и тайн. Но есть неразгаданная загадка у стен этого здания. Ставшая знаменитой, скульптура под названием «Kryptos». И по сей день она привлекает внимание профессиональных криптологов и энтузиастов со всего мира. Но головоломку так и не удалось разгадать за последние три десятилетия. Точнее не совсем до конца. Закодированная скульптура, созданная американским художником Джимом Санборном, остается нераскрытой с тех пор, как она была впервые установлена в ноябре 1990 года.

Взломщики кодов из ФБР и ЦРУ, наряду с другими криптографами и любителями загадок, ломают голову не первый год. Но до сих пор удалось расшифровать только 3 секции из 4. Эксперты опробовали такие техники как: перестановочный шифр, бинарную систему, много алфавитные подстановки, даже азбуку Морзе использовали. Но до сих пор никто не смог расшифровать четвертую часть скульптуры «Криптоса» длиной 97 символов.

Интересно, что первые три части кода «Криптоса» были решены через восемь лет после того, как скульптура была установлена в Лэнгли. А первые 7 лет, ни кто даже близко не смог дать правильный ответ. С тех пор никто не достиг никакого прогресса в решении части №4.

Это потому, что первые две части достаточно просты, чтобы их мог понять любой, кто обладает глубокими знаниями в области криптографии. Третья часть, как сообщается, гораздо более продвинутая и по некоторым данным у неё есть несколько вариантов расшифровки. Но четвертую секцию, с которой работало много спецов, практически невозможно решить. Возможно, решения нет.

За последние 30 лет четвертую часть кода «Kryptos» обрабатывали эксперты по криптографии из ЦРУ, АНБ, а также фрилансеры со всех уголков планеты. Есть даже международная группа под названием «Kryptos», состоящая из нескольких тысяч хакеров энтузиастов. Любители кодировок совместно работают чтобы разгадать или хотя бы приблизится в разгадке этой загадки. Ежегодно, любители загадок, встречаются с создателем памятника, в надежде получить хоть небольшую подсказку в разгадке. Но это ни к чему не приводит.

Но дело не в том, что Санборн отказывается помогать. На самом деле, он достаточно любезен, чтобы раскрыть не одну а даже две подсказки, чтобы помочь решить последнюю часть головоломки. Несколько лет назад он показал, что 64–69-е буквы (NYPVTT) переводятся как «БЕРЛИН».

Затем, несколько лет спустя, он предоставил другую подсказку, буквы от 70 до 74 в коде, это слово CLOCK. Итак, мы знаем, что часть кода переводится как BERLIN CLOCK. Создатель памятника призывает людей «вникать в эти части», чтобы иметь больше шансов расшифровать код. К сожалению, этого недостаточно, чтобы помочь решить остальную часть головоломки.

Джиму Санборну сейчас за семьдесят, и некоторые спрашивают, что произойдет, если он умрет до того, как будет расшифрована последняя часть Криптоса. Художник рассказал, что письменное решение заперто в сейфе и он уже передал его кому-то, кто может подтвердить его в случае, если кто-то наконец взломает код.

Очевидно, что никто не знает, что откроет заключительная часть кода Kryptos или как он связан с первыми тремя частями, но некоторые предполагают, что четыре части составляют большую загадку. Сэнборн молчит об этом.

Джим Санборн может показаться отцом криптографии, но на самом деле «Криптос» был его первой криптографической скульптурой. И все же, ему удалось привлечь опытных экспертов, которые одержимы этими загадками в течение многих десятилетий.

Если вы внимательно читали, то могли увидеть «разгадки возможно нет». Толкает на эту мысль то что создатель так и сказал про секцию К4 «Даже я не знаю, как её полностью разгадать». Можно подумать, что этой информации владеет совсем другой человек. Или то что правильного ответа нет, так как там просто набор букв и ничего не зашифровано.

Любителям загадок и головоломок это может напомнить последнее задание знаменитых «Цикада 3031» или например «Манускрипт Войнича»

Предыстория

Когда Санборн начинал работу над заказом, он не знал практически ничего о криптографии. Поэтому когда Эд Шейдт, который только что закончил свою деятельность как глава криптографического центра Лэнгли, предложил Джеймсу свои услуги, тот буквально расцвел от радости. Однако и Эд Шейдт служил двум хозяевам все время кооперации с Санборном: с одной стороны, ему было необходимо поддерживать секреты Управления, а с другой, вместе с человеком который не имеет ни малейшего понятия о криптографии создать уникальный кусок кода и скульптуры.

Все началось с малого — Шейдт обучил Санборна элементарным техникам криптографии, начиная от позднего 19-го века и заканчивая методиками Второй Мировой. После экспериментов с различными способами шифрования, в том числе поли-буквенными замещениями, смещения матриц и транспонирования оба мастера (каждый в своем деле) пришли к выводу, что идеальным будет прибегнуть к способам «старой школы» — ремесленной криптографии. Они оба считали, что это заставит попотеть специалистов и создаст некоторое давление на работников ЦРУ, которые по-праву считали себя одними из лучших мастеров шифра. Однако все эти решения Санборн принял один и не делился ими с Шейдтом. «Я думал, что первые три секции будут расшифрованы за недели, возможно месяцы» — говорит автор. Шейдт же считал, что вся головоломка будет решена менее, чем за 7 лет. Ошибались они оба.

За время двухлетнего строительства были моменты интриги и паранойи, так как поддерживать баланс между целью и клиентом всегда сложно. «Нам приходилось играть на тайной стороне» — говорит Эд Шейдт о безымянных людях с теле-объективами и высокочувствительными микрофонами. «Были и люди пытавшиеся забраться по лестнице на стену моей студии для того, чтобы сделать снимки интерьера» — вспоминает Санборн. В какой-то момент он даже пришел к выводу, что фракции внутри самой ЦРУ хотят уничтожить проект, так как иногда возникали совершенно необъяснимые сложности. «К примеру», говорит Санборн: «один раз огромный грузовик полный камней для внутреннего двора исчез. Просто пропал. И не был никогда найден. Я видел его вечером, вернулся утром — а его нет. Никто и никогда не сказал мне, что именно с ним случилось».

Санборн закончил скульптуру вовремя — к открытию нового здания в ноябре 1990. Медная таблица была установлена, и то на что рассчитывали автор и его советник, произошло с точностью до мелочи. Когда мир криптографии узнал о новом вызове в свою сторону, лучшие специалисты по дешифрованию сели за работу. Каково же было удивление Санборна, когда за первые 7 лет не были «вскрыты» секции К1, К2 и К3. Первый победитель, работник ЦРУ именем Дэвид Стейн, провел 400 часов личного времени над секциями и действительно отнесся к раскрытию кода как к религиозному откровению. В феврале 1998 он представил свое открытие всем сотрудникам ЦРУ в большой аудитории и… ни единого слова не утекло в прессу. Шестнадцать месяцев спустя, авторитетный Джеймс Гиллогли, криптоаналитик из Лос-Анджелеса, используя свой Pentium II и им же написанный софт вскрыл все те же три секции. Когда новость об успехе Гиллогли просочилась в СМИ, ЦРУ рассекретила и данные об исследовании Стейна. Таким образом в мире появилось 2 человека, вне зависимости друг от друга сломавших код первых трех секций.

В первой секции, К1, используется модифицированный шифр Виженера. Это шифровка путем замещения — каждая буква соответствует другой букве и может быть «решена» только с наличием правильных букв алфавита по правой стороне. Ключевыми словами, которые помогли определить замещение, являются KRYPTOS и PALIMPSEST. А ошибочное слово в данном случае — IQLUSION может являться ключом к раскрытию К4.

К2, как и первая секция, зашифрована используя буквы справа. Единственной уловкой, которой воспользовался Санборн, является втискивание символа Х между некоторыми предложениями, что делает процесс вскрытия более сложным из-за необходимости осознавать «лишний символ». Ключевыми словами здесь являются KRYPTOS и ABSCISSA, а ошибочное слово — UNDERGRUUND.

Другая криптографическая методика была применена в К3, третьей секции — это транспозиция. Все символы связаны и могут быть расшифрованы только открытием комплексных матриц и математических методов, описывающих их позицию. Там есть все то же ошибочное ключевое слово — DESPARATLY, а последнее предложение CAN YOU SEE ANYTHING? закрыто в смысловые скобки символами Х и Q.

Санборн изначально сделал четвертую секцию, К4, куда более устойчивой ко взлому. Целое предложение К3 намекает на то, что текст К4 — это не стандартный английский (если вообще английский) и потребует второго уровня криптоанализа. Ошибочные слова могут быть ключом к раскрытию секции, но скорее всего для раскрытия четвертой секции придется принять во внимание и другие «якоря» инсталляции — азбуку Морзе на одном из камней, компас и, возможно, даже маленький фонтанчик.

Считать, что решение первых трех секций привело бы к стремительному раскрытию четвертой в корне неверно, и в этом быстро убедились все те, кто пытал счастья у медной таблички. Частичные решения лишь запутывали общую тайну и интригу.

К1 — это текст написанный самим Санборном: «Between subtle shading and the absence of light lies the nuance of iqlusion.» В данном случае слово iqlusion – намеренная ошибка, а вся секция переводится на русский язык как: «Между затемнением и отсутствием света лежит нюанс иллюзии».

К2 — это текст телеграфной передачи, в котором есть и координаты, и данные о магнитном поле, передачи информации. Точки координат ведут к месту в нескольких сотнях шагов от места инсталляции — там нет ничего интересного. Ее дешифрованный текст:

Related posts

7 главных дизайн-трендов сегодня

Египетский стиль – История дизайна

Дизайн кухни в средневековом стиле: роскошь и пафос